История АЗС
АЗС (автомобильная заправочная станция) представляет сегодня комплекс наземных и подземных сооружений на придорожной территории, представляющий услуги заправки топливом (бензином, дизельным топливом и газом) транспортным средствам, а также ряда дополнительных услуг (питание, покупка товаров, справление естественных надобностей и пр.). Но так было не всегда.
Аптека
Впервые автомобильное топливо стали продавать в аптеках, как попутный товар.
1888 год - Согласно историческим данным, первой “станцией”, которая стала продавать топливо для автомобилей, является аптека в городе Вислох (Германия). Именно там Берта Бенц (подруга изобретателя первого автомобиля) заправила свой автомобиль. (В 2008 году Берте Бенц установили мемориальную табличку в память об этом событии). Топливом тогда служил лигроин (более тяжелая смесь углеводородов, чем бензин), продававшийся в небольших бутылочках.
Станции для автомобилистов
1907 год – Рост автомобильной промышленности привел к большому спросу на топливо – в результате появились “станции для автомобилистов”, которые продавали топливо не в бутылочках, а из наземных цистерн, из которых бензин через шланги поступал в баки автомобилей.
Бензозаправки
1920-е годы – бурный рост количества бензозаправок (с 12 000 в 1921 году до 143 000 в 1929году). Связано с тем, что, благодаря конвейерному производству Генри Форда автомобиль в США стал массовым явлением. Именно в то время стали популярны механические дозирующие колонки, а через 10 лет — колонки с электрическими дозаторами.
Железные леди/девы
1920-е годы - В Германии бензоколонки устанавливались на тротуаре рядом с проезжей частью и были увенчаны круглыми табличками с указанием названия компаний-производителей. В народе такие АЗС прозвали «железными девами» за внешнее сходство с одним из самых страшных орудий для пыток.
Эпоха экономического чуда: до и после
1940 — 1950-е годы – бензоколонки не просто место для заправки, но и целый комплекс сопутствующих услуг: автосервисы, магазины, кафе, туалеты. Соответственно, их стали оборудовать навесами и комфортными подъездными путями.
АЗС в России (СССР)
В России первые бензоколонки появились в 1911 году.
Однако полноценные заправки начали функционировать лишь в СССР, после окончания Второй мировой войны, в 50-х годах. Тогда началось производство отечественных авто (Победа, Москвич и Волга). Производство автомобилей было небольшим, и, следовательно, бензоколонок было немного. Но в свое время они полностью покрывали нужды автомобилистов.
Основная особенность того времени – топливо приобреталось за “безналичный” расчет. За талоны, которые можно было купить в специальных магазинах или у операторов бензозаправочных станций (что не приветствовалось законом).
С 1960-х по 1980-е годы АЗС в СССР были как общедоступные, так и обслуживающие только госавтотранспорт, также появились и передвижные АЗС.
Талоны на бензин отменили только после “перестройки”, до начала 90-х годов прошлого столетия. Однако некоторые послабления были зафиксированы уже перед Олимпиадой, прошедшей в 1980-м году.
В начале 90-х годов впервые появляются частные АЗС, представляющие собой оборудованные только самым необходимым простейшие контейнерные автозаправки.
Специальных требований по проектно-сметной документации и проведения различных экспертиз тогда не было, так как отсутствовал правовой рынок. В результате первые АЗС “новой свободной России”строились без соблюдения требований по архитектуре и дизайну, а земли под них выделялись стихийно.
Современные АЗС
В настоящее время отечественный рынок АЗС еще продолжает формироваться. Несмотря на то, что в Москве и Подмосковье сеть автозаправочных станций уже принадлежит отдельным корпорациям, в других регионах пока ещё идет становление разветвленной сети.
Ситуация, сложившаяся на отечественном рынке АЗС, вполне соответствует общемировым тенденциям. На результат розничных продаж влияет принадлежность АЗС к известным нефтяным компаниям.
В настоящее время многие небольшие владельцы автозаправок выбирают франчайзинг известного бренда, так как предполагают, что получение постоянной прибыли собственным брендом не гарантируется даже с выгодным местом и ее техническим обеспечением. Договор же с известным брендом, который хозяину обходится недорого (он лишь оплачивает использование известного товарного знака), увеличивает продажи топлива в разы.
Сегодня Россия пока отстает от западных стран по количеству АЗС, и потребность в размещении новых заправочных комплексов для организации розничных продаж и оказания сервисных услуг все еще существует.